02/10/2015

Новруз - как иранцы празднуют национальный Новый год


Название красочного праздника Навруз в переводе с фарси означает «новый день», в день весеннего равноденствия отмечается приход Нового года по солнечному календарю.

Иран — колыбель древнего праздника, был известен в древней Месопотамии, в Шумере, в Вавилоне, в Эламском царстве. Традиция встречи Нового года 21 марта распространена в регионе от южного побережья Персидского залива до Каспийского моря. Иранцы даже фиксируют «саль тахвиль» — точный момент астрономического начала весны, когда можно ощутить чуть заметный толчок Земли. Так, новый 1394 год (2015 год) наступил 21 марта в 1:45.

Версий о появлении праздника много, но бесспорен факт доисламского происхождения и истоках Навруза в зороастризме. Новогодние ритуалы и обряды"хафт син" древней персидской символизировали борьбу человека с мировым злом. Зороастрийская система ценностей дары Ахурамазды: землю, воду, небо, животных и растения — рассматривают, как добро. Все, что вносит в жизнь хаос, является порождением зла и насылается человечеству злым духом Ахриманом.

В новосотворенном мире не был установлен жизненный цикл: Солнце было неподвижно, ночь не сменяла день, отсутствовали времена года. Ахурамазда создал Гейо-маретана, прародителя человеческого рода, подарил людям семена, бык породил других животных и начался жизненный цикл. Заратуштра основал Навруз, праздник прославления Бога Мудрости, семи творений и бессмертных святых.

Праздничные ритуалы, наполненные радостью, выражают борьбу с темными силами. Добрые дела, благоденствие, светлые мысли людей поддерживают космический баланс. Праздник Навруз — это не только ликование, шумные песни, веселые танцы, но и творение добра для близких.

НоврузКрасивое сказание о зарождении Навруза гласит, что 15 тысяч лет назад легендарный шах Джемшид отмечал первую весну после ледникового периода. Пред подданными он предстал на золотом троне. Когда появились первые лучи солнца, золотой блеск, отраженный от царского трона и пышного одеяния поразил народ. Восхищенные волшебством момента люди провозгласили этот день «Новым днем». По другой легенде царь Соломон потерял дар Бога — волшебное кольцо. После сорока дней поисков, наконец кольцо нашлось, и вместе с ним Соломон вновь обрел свое могущество. Ликующий народ приветствовал царя словами «Новый день наступил!»

Правители эпохи Ахеменидов проживали весну, лето, осень и зиму в одном из четырех дворцов. Весенняя резиденция была местом проведения Навруза. Во дворце возводились 12 глиняных столбов, по числу месяцев в году, на каждый столб ставили блюдо с ростками пшеницы, ячменя, риса, гороха, чечевицы, бобов, кормовых бобов, кукурузы и сезама. Растение с сильными ростками становилось основной посевной культурой на текущий год.
Дарий Великий в Навруза посещал храм Ваала в Вавилоне. В сасанидском царстве празднества начинались за пять дней до Навруза и назывались «Праздник Огня». Устраивались пиршества, яркие огни освещали ночное небо, проводились торжественные ритуалы.

Ислам рассматривал Навруз, как языческий праздник. Халифы династии Омнейядов и другие мусульманские правители боролись с зороастризмом, видя в ней угрозу своей власти. Истребить любовь к празднику было невозможно, поэтому позже Алавиты вернули народу Навруз, а при Аббасидах произошло возрождение древнего праздника и распространение его в арабских и тюркоязычных странах.

Навруз имеет свои символы: фольклорный персонаж Хаджи Фируз. Его можно узнать по черному лицу, красной одежде, конусообразному колпаку и шумной свите. Черное лицо — символ возвращения из мира мертвых, красная одежда — кровь, песни — радость обновления жизни, а вместе эти символы являются предвестниками счастья и благополучия. Наврузу предшествует «Хане текани» (перетряхивание дома), Новый год следует встречать в духовной и физической чистоте.

Обязательным атрибутом Навруза является «Сабзе» — зеленые побеги пшеницы или чечевицы. Хозяйки замачивают в воде определенное количество зерен в глиняной посуде, через два дня перекладывают набухшие семена на плоское блюдо и покрывают их хлопковой тканью. При появлении ростков, полотно снимается, и поднос ставится на солнце. При регулярном опрыскивании через два-три дня ростки вырастают до 10 см. Молодые ростки перевязываются красной лентой и размещаются в центре праздничного стола.

На Навруз готовится традиционное блюдо «Саману». Молодые ростки пшеницы мелко рубятся, отжимается сок и смешивается с мукой. Полученная масса варится целые сутки. Готовят блюдо только женщины, в процессе помешивания можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Девушки загадывают достойного мужа, женщины просят счастья своим детям и здоровье близким. В тринадцатый, последний день Навруза, из дома выносят «сабзе» и бросают его в текущую реку, чтобы вода унесла беды и несчастья. Молодые девушки завязывают узелок на платке или связывают пучок травы и просят первого встречного развязать узел, чтобы удачно выйти замуж в новом году. Посещение родителей, оказание помощи нуждающимся и больным, укрепление родсттенных уз в дни празднования Навруза — непреходящие традиции и ценное наследие иранского народа.

Вы можете стать свидетелями праздника, приезжайте в Иран весной и окунитесь в атмосферу красочного праздника!

оставьте свой комментарий
   

Медиа / фото и видео галерея

Иран сквозь объектив

Интересные факты

А вы знали?!