06/7/2016

История города Йезд (Язд)


Будучи одним из древнейших городов Ирана, город Йезд существует с 3-го тысячелетия до н. э. Он был известен еще в составе Мидийского царства. Город был назван в честь бога Ахура Мазды — Язата. После утверждения в Иране ислама Йезд наряду с Керманом стал главным единственным домом приверженцев религии Ахура Мазды и колыбелью современного иранского зороастризма. Благодаря своему удаленному расположению от основных городов, в которых арабы проводили свою религиозную политику, окрестности Йезда стали тем местом, где непокорные зороастрийцы могли скрыться от противников хотя бы на время.

Но совсем убежать от преследователей почитателям Благой Веры естественно не удалось. Однако они больше предпочитали выплачивать непомерные налоги завоевателям, нежели принимать новую религию. Следовательно, исламизация в этой иранской области шла куда медленнее, чем в остальных районах страны. По сей день, как и много веков назад, ислам так и не смог стать здесь господствующей религией.

В дальнейшем подобное положение в городе стало привлекать последователей Благой Веры из Исфахана и Фарса, жизнь которых стала невозможной после нашествий сельджуков и монголов. Эти политические «преступники» стали устремляться в округа Йезда, где, безусловно, нашли поддержку со стороны своих зороастрийских братьев. Теперь из провинциального, ничем не примечательного города, расположенного где-то на границе государства Сасанидов, Йезд превратился в центр религии светлого Ахура Мазды.

Город Йезд (или Язд)

А в 1143 году в одно из селений по соседству с Йездом, в Шарифабад был перенесен святая святых — Огонь Шах-Варахрам Азар-Фарнабаг, который являлся одним из трех основных огней в Сасанидском Иране. Затем в 13 веке в область Йезда переселяется глава всех последователей зороастризма Мобедан Мобед. Его новым домом становится деревня Торкабад, расположенная в 60 км севернее Йезда. Таким образом, беженцы из других городов Ирана, объединяются с местными зороастрийцами и формируют обособленную конфессиональную общность, в которой позднее даже сформировался особый диалект, называемый «дари», который не был понятен остальному мусульманскому персоязычному населению Ирана.

С тех пор как население Йезда сформировалось в обособленную общину паломничество к Святому Огню Варахрам и к пяти святым местам («пиры»), расположенным в окрестностях Йезда и Шарифабада стали обязательным долгом каждого зороастрийца; эта традиция почитается и в настоящее время.

Город Йезд (или Язд)

В настоящее время округа Йезда — это единственное место в Исламской Республике, где сохранились поселения зороастрийцев. Люди также занимаются здесь земледелием и скотоводством, неустанным трудом превращая пустынные земли этой области в цветущие сады. Однако ничто не может продолжаться вечно — время идет, мир меняется, люди покидают свои дома и земельные наделы и в поисках лучшей жизни устремляются в города.

Но, несмотря на это, никто из них не забывает о своей родине. Поэтому городские переселенцы не только стараются бережно хранить свою веру в Ахура Мазду, но также и поддерживают связь с тем местом, где их предки в свое время сохранили эту религию от нападок мусульман; сейчас зороастрийцы «большого города» навещают своих деревенских родственников и совершают традиционные паломничества к святым местам.

Окунитесь в атмосферу Ирана! На нашем сайте богатый выбор туров в Иран.

оставьте свой комментарий
   

Медиа / фото и видео галерея

Иран сквозь объектив

Интересные факты

А вы знали?!